В ноябре 1942 года с группой радистов художник Блинков был направлен на новгородскую землю, в партизанскую оперативную группу Волховского и Северо-Западного фронтов в поселок Хвойная, где проработал более года.

«Будем живы – будут и картины!», изображение №1

Александр Александрович Блинков – ленинградский художник, признанный мастер батальной живописи. Приверженец классического стиля и лучших традиций русской школы живописи, не чуждавшийся эксперимента, художник создал целую галерею живописных полотен на тему отечественной военной истории, воспевающих романтику подвига – ярких, колоритных, с правдивостью сюжета и разнообразием изобразительных средств.

Родился Александр Блинков на Украине, в Харьковской губернии. В ранней юности ему довелось строить там химкомбинат «Синтезстрой», как ни странно, давший ему путевку в искусство: в 1931 году руководство комбината отправило способного юношу учиться в Ленинград. В Ленинграде Александр Блинков поступил на 4-й курс рабфака ИЗО при Всероссийской Академии художеств, а через два года стал студентом Института живописи, скульптуры и архитектуры при Академии.

Искусству батальной живописи он учился с 1932 по 1939 гг. в мастерской у Р.Р. Ференца. Его дипломной работой стало живописное полотно «Первая Конная под Воронежем» – в те времена тема Гражданской войны была окутана ореолом героической романтики.

Попутно Александр Блинков серьезно занимается стендовой стрельбой, которой увлекся еще у себя на Украине, и в 1937 году стал мастером спорта СССР в этом виде.

С началом советско-финляндской войны художник был командирован политуправлением Ленинградского Военного округа для сбора художественного материала на Карельский перешеек, в действующую армию, где провел четыре месяца. Свой первый «художественный бой» Блинков принял зимой 1940 года. Итогом зарисовок финской войны стала картина «Взятие Выборга Советскими войсками 12 марта 1940 года», ставшая очень популярной и растиражированная на почтовых открытках. Тогда же, в 1940 году, Александр Блинков был принят в Ленинградский союз художников.

23 июня 1941 года, на следующий день после известия о начале Великой Отечественной войны, Александр Блинков добровольцем вступил в народное ополчение и несколько месяцев был на передовой, командиром батареи под Павловском. Но вскоре из-за травмы руки, полученной еще в детстве, его отправили в тыл, в распоряжение Ленинградского Союза художников (ЛОСХ).

Многие ленинградские художники ушли на фронт, а негодные к строевой остались в блокадном городе не у дел. По специальности «художник» на фронт взяли единицы – самыми востребованными творческими профессиями были писатели, журналисты и кинематографисты, разъехавшиеся по фронтам в качестве военкоров и операторов кинохроник. И если в первые дни войны в ЛОСХе активно работали творческие бригады по созданию актуальных и мобильных жанров – плакатов, политических карикатур, то начавшаяся с сентября 41-го блокада постепенно стала рассеивать эти «творческие бригады»: силы у людей таяли. По привычке, художники еще какое-то время собирались в холодном, нетопленном здании ЛОСХа, что на ул. Герцена; многие приходили сюда умирать…

Александр Блинков пережил первую, самую страшную блокадную зиму 1941-42 гг.

День 18 марта 1942 года он запомнил на всю жизнь: его вызвали в Смольный – предложить работу. Сказать, что он обрадовался – значит, ничего не сказать: это был хлеб. Обессиленный, Саша Блинков брел по Невскому и Суворовскому часа три, часто падал, останавливался отдыхать и греться у горящих домов. Опухшие ноги не держали, мучила одышка. В приемной его провели прямо в кабинет Михаила Никитича Никитина, первого секретаря Ленинградского обкома партии, с начала войны возглавлявшего областной штаб партизанского движения (его не только партизаны, но и ленинградские художники долго помнили – многие из них были обязаны ему жизнью в самом прямом смысле).

Быстрый и порывистый в движениях, внешне напоминавший Кирова, Никитин обратился к художнику с предложением:

– У партизанского штаба возникла необходимость в оперативном сборе художественного материала, нам нужен профессиональный художник-баталист с опытом работы в экстремальных, боевых условиях, поэтому руководство ЛОСХа и предложило вашу кандидатуру – участника финской войны, мастера спорта по стендовой стрельбе.

Никитин подошел к висевшей позади письменного стола карте Ленинградской области, испещренной красными и синими линиями и утыканной треугольными флажками.

– Отправитесь вот сюда, – Никитин накрыл ладонью один из флажков в нижнем левом (юго-запад) углу. – Не на Большую, а на «малую землю». В Партизанский край. Здесь базируется 2 партизанская бригада. Командир Васильев, комиссар Орлов. Другие соединения оперативно подчинены штабу 2-й бригады, так Васильев с Орловым там главные хозяева. Ваша задача – собрать изобразительный материал о боевой работе и быте партизан. Если нет возражений, забросим вас в немецкий тыл. Если не получится самолетом – Валдай найдет другую возможность.

Для справки.

К началу 1942 г. партизанское движение на ближних подступах к Ленинграду было ослаблено тяжелой обстановкой в полосе Ленинградского и Волховского фронтов, и главным районом действий партизан стали южные районы Новгородской области.

Летом 1941 г. была создана 2-я Ленинградская партизанская бригада под командованием бывшего начальника новгородского Дома Красной Армии старшего политрука Н.Г. Васильева, объединившая разрозненные отряды. В конце июля бригада перешла линию фронта и начала борьбу в тылу врага под Старой Руссой. К концу 1941 г. бригада Васильева в жесточайших боях освободила от оккупантов местность к юго-западу от Старой Руссы (новгородские и псковские земли – Белебелковский, Поддорский, Дедовичский, Дновский районы).

Благодаря освобождению этих районов был создан первый в истории войны обширный Партизанский край. Эта «незамиренная» территория» площадью в 11 тыс кв. км. простиралась на 120 километров вдоль линии фронта и до 90 километров вглубь. На военных картах Край обозначался как «квадрат 28-31». В крае была ликвидирована фашистская администрация и оккупационный режим – в более чем 400 населенных пунктах в тылу вражеских войск действовали советские законы, работали органы Советской власти, школы, госпитали, издавались газеты. В марте 1942 г. жители Края совершили невозможное: через линию фронта они доставили в осажденный Ленинград обоз из 200 подвод с продовольствием.

Художник Блинков отправился в Партизанский край с делегатами этого знаменитого Продовольственного обоза. Обратно делегаты везли партизанам подарки от ленинградцев – оружие, бинокли, патефоны, музыкальные инструменты – гитары и баяны, звуковую кинопередвижку и фильмы – «Разгром немцев под Москвой», «Чапаев», «Александр Невский».

Блинков, как и все, кто в первый раз приезжал в Партизанский край, был поражен размахом развернувшегося здесь партизанского движения. В обыденном представлении действия партизан – отдельные вылазки, диверсии, в целом незначительно влиявшие на ход военных действий на фронтах. Но здесь, в Партизанском крае, художник увидел хорошо организованную партизанскую армию и современную партизанскую войну – войну на коммуникациях, имевшую цель нарушить снабжение армии противника живой силой, техникой, продовольствием. 2-я Ленинградская партизанская бригада четко содействовала фронту, проводившему Демянскую наступательную операцию, и держала под контролем Чихачевское шоссе – дорогу от Старой Руссы к Рамушевскому коридору, пробитому гитлеровцами для своей армии, окруженной в Демянском котле. Чихачевское шоссе так и не стало транспортной магистралью – оно была местом ожесточенных боев.

Художник Александр Блинков рисовал жадно все, что видел. За каждым карандашным наброском или акварельным этюдом, за каждым портретом — судьба целого поколения, подробная летопись событий той далекой войны. Чтобы быть ближе к своим героям, Блинков выходил на боевые задания, принимал самолеты с Большой земли, участвовал в засадах, в подрыве немецких эшелонов и в налетах на железной дороге. Основные наброски Блинков делал на ходу, а по возвращении в лагерь дописывал увиденное: разбитые вражеские эшелоны, сожженные карателями деревни, маленьких детей-разведчиков, партизанскую типографию, медчасть, веселых летчиков с Большой земли, угощавших всех папиросами…

Блинков А.А. Деревня Ручьевая после немецкого авианалета. 1942 г. Холст, масло. 89х107. Государственный музей истории Ленинграда. Источник изображения: Афанасьев А. Предел досягаемости: хроника партизанской бригады. – Л.: Лениздат, 1987. – С. 163.
Блинков А.А. Деревня Ручьевая после немецкого авианалета. 1942 г. Холст, масло. 89х107. Государственный музей истории Ленинграда. Источник изображения: Афанасьев А. Предел досягаемости: хроника партизанской бригады. – Л.: Лениздат, 1987. – С. 163.

И конечно – портреты, запечатлевшие героев-партизан и жителей Партизанского края: знаменитого подрывника Владимира Доценко, помощника комбрига Александра Афанасьева, «советскую власть» д. Беседки – председателя сельсовета Дмитрия Павловича Павлова и секретаря Леню Ефимова, летчика Дмитрия Жителева и еще многих и многих.

Блинков А.А. Портрет председателя Беседского сельсовета Дмитрия Павловича Павлова. 1942 г. Бумага, карандаш. 27х22. Государственный музей истории Ленинграда. Источник изображения: Афанасьев А. Предел досягаемости: хроника партизанской бригады. – Л.: Лениздат, 1987. – С. 133.
Блинков А.А. Портрет председателя Беседского сельсовета Дмитрия Павловича Павлова. 1942 г. Бумага, карандаш. 27х22. Государственный музей истории Ленинграда. Источник изображения: Афанасьев А. Предел досягаемости: хроника партизанской бригады. – Л.: Лениздат, 1987. – С. 133.

Существовал уговор: авторскую подпись художник ставил, если изображаемому портрет понравится. Как правило, работы Блинкова нравились всем, и художник даже расстраивался – может быть, это они из вежливости? Слегка недоволен, правда, был находившийся здесь уполномоченный штаба партизанского движения В.П. Гордин – в его представлении, картины партизанской жизни должны были быть не набросками в карандаше, а большими живописными полотнами – и уже в золоченых рамах. «И мне такого хочется, чтобы в рамках! – писал тогда в своем дневнике художник. – Но пока у меня другая задача – собирать материал. Живой, настоящий. Впитывать все увиденное и пережитое. А картины? Будем живы – будут и картины!».

Краски, бумагу, карандаши и кисти присылал из Ленинграда М.Н. Никитин. Когда случались перебои – Блинков рисовал черной тушью для ресниц, выпрошенной у девчат из д. Беседки, где он квартировал.

Блинков А.А. Похороны товарища. 1942 г. Бумага, акварель, гуашь. 60х84. Государственный музей истории Ленинграда. Источник изображения: Афанасьев А. Предел досягаемости: хроника партизанской бригады. – Л.: Лениздат, 1987. – С. 140.
Блинков А.А. Похороны товарища. 1942 г. Бумага, акварель, гуашь. 60х84. Государственный музей истории Ленинграда. Источник изображения: Афанасьев А. Предел досягаемости: хроника партизанской бригады. – Л.: Лениздат, 1987. – С. 140.

И еще бесценное свидетельство оставил для истории художник Александр Блинков – дневник, который он вел с момента своего прибытия в Партизанский край.

На страницах дневника – летопись великой беды и героического народного сопротивления захватчикам, впечатления художника о своей жизни в Партизанском крае и о людях, ставших ему боевыми товарищами. Очень человечный портрет легендарного комбрига Васильева – внешность, манера разговаривать, отношение к бойцам, выдающее в нем большого и умного военачальника. Немало трогательных страниц посвящено маленькому отважному разведчику Васильку Орлову и его горестной взрослой судьбе.

События, которым ему довелось быть свидетелем, Блинков, как художник, будто пишет сочными и точными мазками.

Вот партизанский Первомай – нарядные семеновские девчата, флаги и транспаранты, танцы под навесами – на случай авианалета. А вот и сам фашистский авианалет, но вместо бомб – листовки: «Штык в землю! Давайте вместе праздновать 1 мая! Сдавайтесь в плен!» И частушки семеновских девчат, как ответ этим листовкам противного розового цвета:

В каждом лесе есть поляны
В каждом – цветики цветут…
В каждом лесе партизаны,
В каждом лесе фрицев бьют.

А вот – проводы в армию парней из Партизанского края. И напутствие председателя сельсовета, который свою речь закончил словами: «Чтобы приблизить час победы – станем врагу поперек пути к Ленинграду! Преградим ему дорогу, чтобы он растерял свои поганые кости на наших полях, чтобы он подохнул в наших серболовских болотах!».

Из дневника А. Блинкова:

«На песчаном холме за Дубовкой – маленькое кладбище. Среди могил – несколько партизанских. На столбиках пятиконечные звездочки. «На этом месте похоронен партизанский боец 2-й партизанской бригады, безвременно погибший от фашистской пули…»; «Мой сыночек Лёничка. Умер за правое дело. Господь да благослови его».

И сколько бы лет не отпустила мне жизнь, я запомню песчаный холм не припеке, сожженную Дубовку, которую никогда не видел живой, песню жаворонка в бездонном небе да две корявые сосны над партизанскими могилами».

Гитлеровцы прилагали огромные усилия для уничтожения партизанской республики. Против Края были предприняты 4 карательные экспедиции. В августе 1942-го по приказу Ленинградского штаба партизанского движения Партизанский край прекратил существование. Население было эвакуировано, партизанские бригады, понеся тяжелые потери, сумели выйти из окружения и продолжили борьбу. Отход прикрывал штаб 2-й партизанской бригады во главе с комбригом Н.Г. Васильевым…

Художник Партизанского края Александр Блинков, до конца бывший со своими товарищами, вернулся в Ленинград в августе 1942 года. Собранный им за время пребывания в Партизанской республике большой художественный материал стал основой двух больших выставок.

А уже в ноябре 1942 года с группой радистов художник Блинков был снова направлен на новгородскую землю, в партизанскую оперативную группу Волховского и Северо-Западного фронтов в поселок Хвойная, где проработал более года.

Сразу же после снятия блокады Ленинграда, в январе 1944 года, художник был отозван из Хвойной для оформления партизанского зала в Музее Обороны Ленинграда, создававшемся во время войны, буквально по горячим следам. Здесь им были выполнены две большие пятиметровые батальные диорамы «Бой на реке Сороть» и «Разгром железнодорожной станции Мшинская», над которыми он начал трудиться еще в Партизанском крае.

После войны Александр Александрович Блинков много работал, сотрудничал с военно-историческими музеями Ленинграда, принимал участие в создании музейных панорам и диорам: «Оборона Петрограда», «Штурм Зимнего дворца», «Сталинградская битва» и др. Более тридцати лет преподавал в Высшем художественно-промышленном училище им. В. Мухиной.

Был постоянным участником художественных выставок. Страстный охотник и знаток природы, Александр Александрович не мог в своем творчестве обойти «охотничью» тему – она была одной из его любимых. В произведениях этого цикла художник предстает перед нами как великолепный мастер реалистического пейзажа, замечательный анималист, тонкий лиричный живописец. Ведь охота для него, это еще и «неожиданные встречи, это галерея портретов, характеров, это запах земли, это крик отлетающих журавлей и прозрачные белые ночи…».

Но все же главное место в художественном наследии А. А. Блинкова занимает тема Великой Отечественной войны, прежде всего – партизанская. В своих воспоминаниях он писал: «Требовались иные темы, иные жанры. Жизнь шла… И как это ни парадоксально, но многие ленинградские художники, пережившие блокаду, страдают ностальгией по тем незабываемым героическим дням. И многие в первые послевоенные годы возвращались к теме войны и блокады. Вот и я на протяжении многих лет снова и снова возвращаюсь к партизанской теме».

Александр Александрович Блинков был одним из организаторов большого монументального проекта – Кургана партизанской славы под Лугой. В 1970-е гг. появились самые известные его картины «Мои товарищи. Вторая партизанская», «Дороги Партизанского края», «Партизанский край. Хлеб Ленинграду». Вновь и вновь обращается художник к своей большой живописной работе 1943-го года «Конный портрет командира 2-й партизанской бригады Николая Григорьевича Васильева», делая с нее репродукции.

Одна из его самых пронзительных картин – «Русские люди» (1979). Как будто мирная сцена – присели отдохнуть на скамеечку пожилая женщина и старик, лица спокойные, полные достоинства. И не сразу разглядишь, что на груди у каждого – табличка с надписью «Партизан». Они не отдохнуть присели – они ждут казни…

Блинков А.А. Русские люди. 1979 г. Холст, масло. 105х100. Источник изображения: Афанасьев А. Предел досягаемости: хроника партизанской бригады. – Л.: Лениздат, 1987. – С. 270.
Блинков А.А. Русские люди. 1979 г. Холст, масло. 105х100. Источник изображения: Афанасьев А. Предел досягаемости: хроника партизанской бригады. – Л.: Лениздат, 1987. – С. 270.

Жизнь и творчество Александра Александровича Блинкова – подтверждение тому, что сражаться за Родину можно не только с автоматом в руках, но и другим оружием – словом и кистью художника. Его участие в Великой Отечественной войне отмечено множеством наград, среди них: ордена «Знак Почета» (1943) и «Отечественной Войны» II степени (1985); медали «За оборону Ленинграда» (1943), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.» (1946), «Партизану Отечественной войны» I степени (1947), «За доблесть и отвагу в Великой Отечественной войне» (1985); знаки «Народное ополчение Ленинграда» (1973), «Ленинградский партизан» (1974) и «Ветеран Волховского фронта – участник битвы за Ленинград 1941-1945» (1977).

Произведения замечательного художника Александра Александровича Блинкова хранятся в Государственном Русском музее, Музее обороны Ленинграда, в музеях и частных собраниях в России и за рубежом. В достойных народного подвига «золоченых рамах», о которых мечтали его товарищи в старорусских лесах, в далеком 1942 году…

https://vk.com/@53ant-budem-zhivy-budut-i-kartiny