Блокада

Ленинград (ныне — Санкт-Петербург) — единственный в мировой истории город с многомиллионным населением, который смог выдержать почти 900-дневное окружение.
8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда, длившаяся 872 дня. В директиве ставки Адольфа Гитлера «Будущее города Петербурга» от 22 сентября 1941 года указывалось: «…Фюрер принял решение стереть Петербург с лица земли <…> В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения…».
Согласно дневниковой записи адъютанта Гитлера майора Герхарда Энгеля, полностью уничтожить Ленинград Гитлеру предложил финский главнокомандующий Карл Маннергейм.
10 сентября летчикам люфтваффе удалось разбомбить Бадаевские склады, в результате пожара которых город лишился значительных запасов продовольствия.
Постепенно в городе иссякли запасы топлива, воды, прекратилась подача света и тепла. Осенью 1941 года начался голод. Была введена карточная система снабжения горожан продовольствием. Нормы выдачи хлеба для рабочих к 20 ноября 1941 года опустились до 250 г в день, а для остального населения — до 125 г.

За время блокады на Ленинград было сброшено более 107 тыс. зажигательных и фугасных авиабомб и свыше 150 тыс. артиллерийских снарядов, были разрушены около 10 тыс. домов и строений.

Воздушный мост

В сентябре 1941 года Хвойная стала основной авиабазой снабжения блокадного Ленинграда. 1941г.(июнь-июль) – строились аэродромы в п.Хвойная и в деревнях района.

Самолёты базировались на подготовленных аэродромах в деревнях Покром, Наротово, Ронино, Кашино, Пестово и в Жилом Бору. В Яхнове был оборудован ложный аэродром. Три фронтовых месяца базировались эскадрильи в Хвойнинском районе.   

 

С середины ноября положение в Ленинграде катастрофически ухудшалось. Голод стал самым страшным и беспощадным врагом. Из Ленинграда было дано указание: за счёт местных ресурсов довести ежесуточную норму переброски продуктов в Ленинград по воздуху из Хвойной сначала до 150 тонн, а к концу ноября до 200 тонн.

 

Дорога жизни

Снабжение осажденного города с сентября 1941 года по март 1943 года осуществлялось по единственной военно-стратегической транспортной магистрали, проходившей через Ладожское озеро.

В навигационные периоды перевозки проводились по водной трассе, в период ледостава — по ледовой дороге на автотранспорте. Ледовая трасса, названная ленинградцами Дорогой жизни, вступила в действие 22 ноября 1941 года. По ней подвозили боеприпасы, вооружение, продовольствие, топливо, эвакуировали больных, раненых и детей, а также оборудование заводов и фабрик. Всего за время функционирования магистрали по ней были эвакуированы около 1 млн 376 тыс. человек, перевезено 1 млн 615 тыс. т грузов.

Снятие блокады

18 января 1943 года Красная Армия сумела прорвать блокаду Ленинграда и начать процесс снабжения города (увы, далеко не всегда даже после прорыва блокады, была возможность снабжать горожан всем необходимым) и эвакуации голодающих детей, женщин, раненных, стариков.
До полного снятия блокады городу предстояло продержаться ещё 374 дня, до 27 января 1944 года. Но этот день стал для ленинградцев и тех, кто оказался в кольце блокады вместе с горожанами, величайшей победой Красной Армии.
27 января 1944 года Ленинград был полностью освобожден. В честь одержанной победы в городе прогремел салют в 24 артиллерийских залпа из 324 орудий. Это был единственный за все годы Великой Отечественной войны салют (1-й степени), проведенный не в Москве. #КультураРядом