История одного экспоната: Полотенце.

Из всех предметов русского быта полотенце на одном из самых почетных мест. Оно вмещает в себя всю жизнь человека.

По своему функциональному назначению полотенца делились на: пристены, спичники, божники, зеркальные, маховики, свадебные (рукобитные, залоги, подножники, и дарные), крестильные, для детских праздников, солдатские (обереги рекрутам).

У славян лён считался основной тканью. Именно из него делали самое известное славянское полотенце – рушник. Его использовали в самых разных ритуалах: на свадьбах, при рождении детей, на похоронах.
А вот куски льняной ткани для вытирания лица, рук, посуды именовали утирками или утиральниками.

Рушник же для таких целей не предназначался. Он выполнял функции культовой вещи. Долгое время было принято считать, что слово «рушник» происходит от слова «рука». И обозначает он полотенце, которым вытирают руки. На самом деле это не так. Происхождение он ведет от слова «руш», которое в древнеславянском означало «рушить». С чем это связано? С тем, что раньше у крестьян не было ножниц. И для рушника кусок ткани не отрезали, как это принято в наши дни, а отрывали руками.

В зависимости от предназначения рушники были разными.
Подорожный — его брали в путь купцы и паломники.
Родильный, в который заворачивали новорождённое дитя.
Крестильный — им вытирали младенца после купели.
Хлебосольный — его используют и в наши дни. Именно на таком рушнике выносят хлеб с солью при встрече дорогих гостей.

Классический рушник из льна имел в ширину 40 см и 3 метра в длину. Это полотнище украшали разнообразной вышивкой. Наносили птиц, зверей, сказочных животных. Изображали кресты, растения, геометрические фигуры. До XVIII века узоры на рушниках имели сакральный смысл. Но постепенно он стал теряться, а ему на смену пришли обычные узоры. Они не несли в себе никакой обрядовой составляющей, а только радовали людей разнообразием фигур и расцветкой.

Красивым, ярким орнаментом украшалось полотенце, на которое принимали ребенка из купели во время крещения. Когда ребенок плакал, его умывали «от сглазу» и вытирали именно этим, крестильным полотенцем. А когда он женился, то «хлеб-соль» молодым родители преподносили на этом полотенце.

На Руси ни одна свадьба не обходилась без рушников. Их в то время существовало более сорока видов. Один свадебный рушник дарили родители невесты жениху в знак того, что они одобряют брак. Другой использовали во время венчания, третий преподносили на память свидетелям. Сегодня от этих богатых традиций остались только две. Первая – это вынос каравая. Вторая – связывание рук жениха и невесты в знак прочной любви.

Каждая невеста сама вышивала несколько видов рушников для будущей свадьбы. Считалось, что, делая это, она готовила себе счастливую семейную жизнь.
Садиться за работу следовало, только в хорошем настроении, с добрыми мыслями и до заката солнца. Символы для вышивки подбирались тщательно. Парные птицы (голуби или лебеди) символизировали любовь и счастье, имена брачующихся – благословение рода, цветы – здоровье будущих детей.
При помощи полотенец лечили вывихи и переломы; им выметали и выгоняли всякую болезнь, и т.д.

Расшитые полотенца использовались в русских календарных обрядах и ритуалах. Так, к весенне-летнему циклу праздников относятся праздники, связанные с началом сева. Расшитыми полотенцами поддерживали снизу иконы во время службы на поле с целью освящения семян.

Осенний цикл обрядов связан с началом жатвы. Первый день жатвы, как правило, был праздничным. В этот день полотенца расстилали прямо на краю поля для праздничной трапезы. Вышитым полотенцем перевязывали первый сноп, когда зажинали урожай. Каждая семья ставила такой сноп на верхушку суслона, а после трапезы в поле эти снопы, подпоясанные расшитыми полотенцами, женщины несли в свои избы, чтобы зимой использовать колоски в святочных гаданиях.

Одним из известных осенних праздников был день святого пророка Наума (14 ноября). Этот день почитался как день «наставления на ум» и именно этот день был первым днем обучения мальчика грамоте в богатой крестьянской семье. Обучение завершалось изучением всего одной буквы: «Аз». В благодарность за обучение мать одаривала учителя расшитым полотенцем, символизирующим начало учебы, отец одаривал учителя другими подарками. Мог подарить рубаху, порты и даже кафтан.
Зимой расшитые полотенца использовались в многочисленных святочных гаданиях. Для украшения стен во время зимних посиделок широко использовались расшитые полотенца.
Сколько часов мастерицы по вечерам, при свете лучины трудились над каждым таким полотенцем, сколько души и тепла было вложено в каждое такое полотенце!
Полотенца из фондов Хвойнинского краеведческого музея.