14 января 1944 года началась операция по освобождению Новгорода от засевших в нем немецко-фашистских оккупантов. Семь дней шли бои, по истечении которых в эфир полетело долгожданное: «Новгород – наш!»

Замысел операции по освобождению Новгорода состоял в том, чтобы одновременно ударить севернее и южнее города в обход, по сходящимся направлениям на Люболяды, и замкнуть тем самым кольцо окружения вокруг новгородской группировки противника.

Основной удар наносился с севера, с рубежа Любцы – Котовицы: по линии опорных пунктов врага, созданных им вдоль дороги Новгород – Чудово. Вспомогательный удар наносился с юга через озеро Ильмень и был нашим «тузом в рукаве» – там враг наступления никак не ожидал. Затем войска объединялись к западу от Новгорода, замыкая внешнее и внутреннее кольцо окружения, и засевшие в городе части противника оказывались в ловушке. Наносился также третий (отвлекающий) «ложный» удар через Хутынь — чтобы дезориентировать врага.

Основная часть операции проходила с 14 по 20 января. Семь дней боев, по истечении которых в эфир полетело долгожданное: «Новгород – наш!»

Операции предшествовала долгая и тщательная подготовка.

59-я армия к моменту наступления была сильным противником. Шел уже третий год войны, и наша страна за это время обеспечила всем необходимым все войска на всех фронтах – напряженным, самоотверженным трудом своих граждан. Красная армия Советского Союза была теперь мощной, соответствующей масштабам войны, обученной воевать – и в теории, и на практике. Здесь, на берегах Волхова, стояла уже не горстка отважных защитников «с десятью патронами на брата» – позиции занимали полноценные стрелковые дивизии, за время позиционных боев хорошо изучившие местность, имеющие поддержку артиллерии, авиации, инженерно-саперных и бронетанковых частей.

Вместе с тем командование нашего Волховского фронта адекватно оценивало силы врага и созданную им мощную систему обороны – на ближних и дальних подступах к Новгороду. Поэтому вариант лобовой атаки на Новгород не рассматривали, решив начать операцию с удаленных от него позиций.

На севере для старта наступления собирались использовать Заволховский плацдарм, который еще в 1942 году был занят нашими войсками на западном, «немецком» берегу Волхова. На юге решающую роль должен был сыграть элемент внезапности – предполагалось максимально незаметно пересечь озеро Ильмень, которое враг считал естественной своей защитой.

Предстоящая операция тщательно готовилась командованием Волховского фронта, начиная с осени 1943 года. Проводились военные учения по всем сторонам ведения наступательных боев: тренировали командиров и бойцов, пехоту, артиллерию, танкистов, связистов – всех! Непрерывно велась разведка, по результатам которой были составлены подробные карты – ими обеспечили весь офицерский состав, вплоть до командиров рот.

Перед наиболее ответственными участками будущей операции тщательно готовились стартовые плацдармы.

«Было построено дополнительно много траншей и ходов сообщения, оборудованы позиции для ведения огня прямой наводкой и передовые наблюдательные пункты, подвезены сотни тонн боеприпасов. Инженерные войска отремонтировали все дороги, построили ряд новых мостов и соорудили паром для тяжелых танков через реку Волхов. К сожалению, свирепые морозы и метели сорвали впоследствии его работу. Тогда саперы, работая в ледяной воде, навели мост особой конструкции, и тяжелые танки были переправлены на западный берег…» (Мерецков К.А. На службе народу).

Была обеспечена мощная поддержка с воздуха – 59-я армия должна была идти в наступление во взаимодействии с 14-й воздушной армией Волховского фронта. Нанести удар по фашистам готовились две ее авиационные дивизии: 281-я штурмовая и 280-я бомбардировочная.

Было четко отлажено взаимодействие всех родов войск, подготовлены и распределены силы и средства связи, обеспечено превосходство над врагом по пехоте в 3,3 раза, по артиллерии – в 3,5 раза, по танкам – в 11 раз. 59-я армия была готова наступать.

***

Ночь на 14 января и утро были пасмурными и туманными. Под прикрытием темноты и густой мглы части, выделенные для нанесения вспомогательного удара южнее Новгорода, в 5 часов утра двинулись в атаку без артиллерийской подготовки. Благодаря этому удар оказался внезапным для противника.

На направлении главного удара в ночь на 14 января дивизионные саперы с помощью инженерных частей армии сделали проходы в заграждениях. В 9 утра началась артподготовка – 110 минут огня. В 10.50 основные силы 59-й армии перешли в наступление севернее Новгорода.

Впереди шли штурмовые отряды и танки прорыва, а вслед за ними в боевых порядках пехоты двигались танки поддержки. Позади шли самоходные установки.

Пленный немец Артур Лишке: «Это был настоящий ад. Снаряды ложились один возле другого, все было перемешано с землей. Солдаты говорили: «Это все, конец!» Не успели мы опомниться, как ваша пехота словно снег на голову ворвалась на наши позиции…» (Коровников И.Т. Новгородско-Лужская операция).

Треть немецких сил в главной полосе обороны было выведено из строя, управление огнем и связь между опорными пунктами врага прерваны.

Не все пошло по плану и у нас. Из-за сгустившегося тумана и начавшегося затем снегопада в бой не смогла вступить авиация. Нарушение плана совместных артиллерийских и авиационных действий замедлило темп наступления и создало дополнительные трудности для пехоты и танков…

На ряде участков атака пехоты была стремительной и эффективной. Батальоны стрелковых дивизий завладевали первыми траншеями противника, часть их с боями прорвалась и во вторые траншеи, захватив их. На некоторых участках второй линии окопов немцы успели подтянуть в траншеи пехоту и, прикрывая огнем из глубины обороны, оказали длительное сопротивление (так, участок вторых траншей противника по берегу реки Питьба удалось захватить лишь ночью).

Южнее Новгорода, в направлении вспомогательного удара, успешно действовала группа генерал-майора Свиклина. Она совершила в ночь на 14 января 15-километровый марш-бросок по льду рек Мста и Перерва, затем переправилась по льду озера Ильмень в направлении сел Троица и Береговые Морины. Пленные немцы позже говорили, что появления здесь русских они не ожидали. Без артподготовки и криков «ура», в полной тишине, в метель, в белых маскхалатах они возникли как будто из ниоткуда, приведя противника в полное замешательство…

По итогам первого дня наступательной операции наши войска прорвали передний край обороны противника на направлении главного и вспомогательного ударов. Передний край неприятельской обороны был прорван на участке Любцы – Котовицы протяженностью фронта до 20 км и глубину до 3 км. На левом фланге Южная группа овладела плацдармом на западном берегу озера Ильмень по фронту до 5 км и глубиной до 6 км.

————————

Литература к статье:

Коровников И.Т. Новгородско-Лужская операция: наступление войск 59-й армии (январь-февраль 1944 г.). – М.: Воениздат, 1960. – 177 с.

Иван Терентьевич Коровников — в январе 1944 года командовал 59-й армией, генерал-лейтенант

Мерецков К.А. На службе народу: страницы воспоминаний. – 5-е изд. – М.: Политиздат, 1988. – 447 с.: ил.

Кирилл Афанасьевич Мерецков — в январе 1944 года командовал Волховским фронтом, генерал армии

Новгород. Военный дневник / авторы-составители Д.С. Карпова, О.С. Кузнецова, Т.И. Карпова, художник Б.Н. Варухин; АНО «Муравейник». – Великий Новгород; Красноярск: ООО ПИК «Офсет», 2020. – 220 с.: ил., карты-схемы.Поделиться Сохранить в закладках Ещё849 просмотров79 упоминанийНовгородский край в эпизодах и лицах6 дек 2018Вы подписаны